Использование транзактного анализа Э. Берна при рассмотрении конфликтного взаимодействия
Транзакционный анализ (ТА) — это теоретическая основа, используемая для понимания человеческого поведения, общения и отношений. Особое внимание уделяется анализу взаимодействий между людьми и тому, как они влияют на восприятие, эмоции и действия людей.
В организации, куда Иван поступил на работу, новые сотрудники-стажеры проходили испытательный срок, после которого их переводили на основные должности с соответствующими условиями оплаты труда. После принятия на работу по истечении испытательного срока Иван ожидал соответствующего перевода и изменения зарплаты. Но, отработав четыре месяца, он продолжал свою деятельность в качестве стажера, а руководитель, не объясняя причин, уходил от разговора, давая общие обещания. При начислении зарплаты за пятый месяц работы Иван узнает, что ничего не изменилось и обещания начальника не исполнены. Желая разрешить данную проблему, он добился встречи и разговора с руководителем. Перед Иваном в этих переговорах стояли две цели: первая — добиться от руководителя однозначного обещания перевода на основную должность со следующего месяца; вторая — получить ясную информацию о дальнейших перспективах работы. В начале переговоров Иван высказал свои претензии относительно того, что организация не выполняет обязательств — ожидал одного, а на деле оказывается по-другому (с условиями, статусом и зарплатой). Выслушав сотрудника, руководитель стал объяснять, что изменилось штатное расписание и перевести Ивана на новую должность было невозможно. Второй его аргумент состоял в том, что, по его мнению, еще нет достаточных оснований для такого перевода — Иван, как молодой специалист, не может претендовать на такую же зарплату, как и сотрудники отдела с бóльшим стажем работы. Руководитель подытожил: «Через месяц у вас будет полугодовой стаж, к тому времени будет окончательно оформлено штатное расписание, в связи с чем появятся возможность и основание для перевода». По мнению сотрудника, начальник говорил немного пренебрежительно, чувствовалось, что он в очередной раз дает ложные надежды. На все эти объяснения Иван высказал мнение, что ситуация тупиковая и его это не устраивает: «Несмотря на то что работа мне нравится и она по профилю моей специальности, мне придется уволиться, на таких условиях я работать не буду». После такого категоричного заявления руководитель немного понизил свой тон, попросил не делать «резких» движений и не принимать скоропалительных решений. Иван не поверил его обещаниям и попросил точнее определить, когда все станет понятно, согласившись еще некоторое время поработать. Договорились, что в течение недели этот вопрос будет решен и руководитель его вызовет. После одной недели прошла другая, и Ивану пришлось подать заявление об уходе: он посчитал, что в дальнейшем ничего хорошего здесь ожидать нельзя.
Проанализируем вышеприведённую ситуацию с точки зрения подходА Э. Берна
В данной ситуации Иван переживает конфликт со своим начальником из-за невыполнения организацией своих обязательств, а именно перевода на основную должность и соответствующей оплаты труда после прохождения испытательного срока. В переговорах у Ивана было две цели: получить четкое обещание о переходе и понять свои дальнейшие перспективы в организации.
Менеджер, с другой стороны, приводит несколько причин невыполнения ожиданий Ивана, в том числе изменения в штатном расписании и недостаточные основания для перевода, учитывая опыт работы Ивана. Тон и стиль общения менеджера, описанные Иваном, могли быть пренебрежительным и расплывчатым, что можно интерпретировать как отсутствие уважения и заботы о потребностях и ожиданиях Ивана.
С точки зрения ТА эту ситуацию можно понять с точки зрения трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-состояние Родителя отражает изученное поведение, отношение и ценности авторитетных фигур. Эго-состояние Ребёнка отражает эмоции, чувства и поведение, которым мы научились в детстве. Эго-состояние Взрослого отражает логическое и рациональное мышление и принятие решений.
В этой ситуации стиль общения Ивана отражает его состояние эго Ребёнка, когда он выражает свои эмоциональные потребности и фрустрации, делая сильное заявление о покорности. Реакция менеджера, однако, отражает эго-состояние Родителя, когда он пытается объяснить причины действий организации и дает расплывчатые обещания, не совершая конкретных действий.
В целом конфликт возникает из-за отсутствия четкой коммуникации, несбывшихся ожиданий и неудовлетворенных эмоциональных потребностей. ТА может помочь людям распознать свое собственное и чужое эго-состояния, эффективно общаться и устанавливать здоровые отношения. В этой ситуации более эффективная коммуникация, взаимное уважение и приверженность конкретным действиям могли бы предотвратить конфликт и привести к удовлетворительному для обеих сторон разрешению.
Еще больше материала вы можете найти на нашем канале Дзен или подпишитесь на наш ТГ канал.
Вся информация, размещенная на веб-сайте https://writeon.ru/, охраняется в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и международными соглашениями и не подлежит использованию кем-либо в какой бы то ни было форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке не иначе как с письменного разрешения автора.