Логотип
WriteOn.ru

Облако меток

анатомия ЦНС виды вино восприятие депрессия доверие забота о себе имэс конфликт копинг-механизмы копинг-стратегии кошки креативность критическое мышление лечение личностный рост любовь мотивация нейропластичность обучение общение ответы отношения память позитивное мышление психическое здоровье психология развитие мозга решение проблем самооценка самопознание самосознание собаки сознание сон стратегии сухое вино тревога уверенность устойчивость факты циркадный ритм цифровая экономика экономика эмоции

Использование транзактного анализа Э. Берна при рассмотрении конфликтного взаимодействия.
Интересные факты

Использование транзактного анализа Э. Берна при рассмотрении конфликтного взаимодействия

Транзакционный анализ (ТА) — это теоретическая основа, используемая для понимания человеческого поведения, общения и отношений. Особое внимание уделяется анализу взаимодействий между людьми и тому, как они влияют на восприятие, эмоции и действия людей.

В организации, куда Иван поступил на работу, новые сотрудники-стажеры проходили испытательный срок, после которого их переводили на основные должности с соответствующими условиями оплаты труда. После принятия на работу по истечении испытательного срока Иван ожидал соответствующего перевода и изменения зарплаты. Но, отработав четыре месяца, он продолжал свою деятельность в качестве стажера, а руководитель, не объясняя причин, уходил от разговора, давая общие обещания. При начислении зарплаты за пятый месяц работы Иван узнает, что ничего не изменилось и обещания начальника не исполнены. Желая разрешить данную проблему, он добился встречи и разговора с руководителем. Перед Иваном в этих переговорах стояли две цели: первая — добиться от руководителя однозначного обещания перевода на основную должность со следующего месяца; вторая — получить ясную информацию о дальнейших перспективах работы. В начале переговоров Иван высказал свои претензии относительно того, что организация не выполняет обязательств — ожидал одного, а на деле оказывается по-другому (с условиями, статусом и зарплатой). Выслушав сотрудника, руководитель стал объяснять, что изменилось штатное расписание и перевести Ивана на новую должность было невозможно. Второй его аргумент состоял в том, что, по его мнению, еще нет достаточных оснований для такого перевода — Иван, как молодой специалист, не может претендовать на такую же зарплату, как и сотрудники отдела с бóльшим стажем работы. Руководитель подытожил: «Через месяц у вас будет полугодовой стаж, к тому времени будет окончательно оформлено штатное расписание, в связи с чем появятся возможность и основание для перевода». По мнению сотрудника, начальник говорил немного пренебрежительно, чувствовалось, что он в очередной раз дает ложные надежды. На все эти объяснения Иван высказал мнение, что ситуация тупиковая и его это не устраивает: «Несмотря на то что работа мне нравится и она по профилю моей специальности, мне придется уволиться, на таких условиях я работать не буду». После такого категоричного заявления руководитель немного понизил свой тон, попросил не делать «резких» движений и не принимать скоропалительных решений. Иван не поверил его обещаниям и попросил точнее определить, когда все станет понятно, согласившись еще некоторое время поработать. Договорились, что в течение недели этот вопрос будет решен и руководитель его вызовет. После одной недели прошла другая, и Ивану пришлось подать заявление об уходе: он посчитал, что в дальнейшем ничего хорошего здесь ожидать нельзя.

Проанализируем вышеприведённую ситуацию с точки зрения подходА Э. Берна

В данной ситуации Иван переживает конфликт со своим начальником из-за невыполнения организацией своих обязательств, а именно перевода на основную должность и соответствующей оплаты труда после прохождения испытательного срока. В переговорах у Ивана было две цели: получить четкое обещание о переходе и понять свои дальнейшие перспективы в организации.

Менеджер, с другой стороны, приводит несколько причин невыполнения ожиданий Ивана, в том числе изменения в штатном расписании и недостаточные основания для перевода, учитывая опыт работы Ивана. Тон и стиль общения менеджера, описанные Иваном, могли быть пренебрежительным и расплывчатым, что можно интерпретировать как отсутствие уважения и заботы о потребностях и ожиданиях Ивана.

С точки зрения ТА эту ситуацию можно понять с точки зрения трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-состояние Родителя отражает изученное поведение, отношение и ценности авторитетных фигур. Эго-состояние Ребёнка отражает эмоции, чувства и поведение, которым мы научились в детстве. Эго-состояние Взрослого отражает логическое и рациональное мышление и принятие решений.

В этой ситуации стиль общения Ивана отражает его состояние эго Ребёнка, когда он выражает свои эмоциональные потребности и фрустрации, делая сильное заявление о покорности. Реакция менеджера, однако, отражает эго-состояние Родителя, когда он пытается объяснить причины действий организации и дает расплывчатые обещания, не совершая конкретных действий.

В целом конфликт возникает из-за отсутствия четкой коммуникации, несбывшихся ожиданий и неудовлетворенных эмоциональных потребностей. ТА может помочь людям распознать свое собственное и чужое эго-состояния, эффективно общаться и устанавливать здоровые отношения. В этой ситуации более эффективная коммуникация, взаимное уважение и приверженность конкретным действиям могли бы предотвратить конфликт и привести к удовлетворительному для обеих сторон разрешению.


Еще больше материала вы можете найти на нашем канале Дзен или подпишитесь на наш ТГ канал.

Вся информация, размещенная на веб-сайте https://writeon.ru/, охраняется в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и международными соглашениями и не подлежит использованию кем-либо в какой бы то ни было форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке не иначе как с письменного разрешения автора.